Неубиваемая «мотолыга». Почему армия России не спешит отказываться от МТ-ЛБ

By вкл 15.05.2018

Многоцелевой транспортер легкий бронированный (МТ-ЛБ) уже более полувека остается «автоматом Калашникова» в мире бронетехники. Дешевая и безотказная «мотолыга» с 1960-х служит бессменной рабочей лошадкой армий более двадцати государств. Номенклатура машин на ее шасси исчисляется десятками наименований — от артиллерийских тягачей до самоходных противотанковых ракетных комплексов. Боевой путь МТ-ЛБ далек от завершения: завод «Ремдизель» представил проект модернизации военного вездехода, что серьезно продлит срок его службы. Об особенностях «мотолыги» образца ХХI века — в материале РИА Новости.

Модульный принцип

Взялись за старое. Зачем Россия возвращает в строй бронетехнику 60-хТехника на шасси МТ-ЛБ воевала в Афганистане, Приднестровье, в обеих чеченских кампаниях и в Южной Осетии. Сегодня она продолжает выполнять боевые задачи на востоке Украины, в Сирии и Ираке. И хотя эти машины не предназначены для работы на переднем крае, их помощь армейским группировкам неоценима. Они транспортируют войска, вывозят раненых с поля боя, буксируют артиллерийские орудия и минометы, ведут радиационную и химическую разведку, играют роль подвижных командно-штабных пунктов и выполняют множество других функций.

МТ-ЛБ в базовой конфигурации весит чуть меньше десяти тонн и может взять на борт 13 человек — двух членов экипажа и 11 бойцов в десантном отделении. Транспортер разгоняется до 60 километров в час по шоссе и отличается внушительным запасом хода — около 500 километров. «Мотолыга» легко взбирается в гору под углом 35 градусов и умеет форсировать водные преграды вплавь. Высота корпуса — менее двух метров. Приземистый силуэт позволяет МТ-ЛБ укрываться от огня противника в складках местности и действовать вблизи передовой.

Многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ во время тактических учений в Луганской области

«По интегральному показателю «эффективность-стоимость» транспортеров, равных МТ-ЛБ, в мире не существует, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Он чрезвычайно дешевый и простой в эксплуатации, очень надежный и обладает огромным ресурсом. Поэтому до сих пор крайне востребован в войсках. На этом шасси эксплуатируется множество вооружений. На базе МТ-ЛБ можно строить и новую технику, например высокопроходимые тягачи для северных широт. Другой вопрос, что «мотолыгу» для России производили в Харькове. А в 2014 году, как известно, поставки прекратились».

«Птицелов» с парашютом: зачем ВДВ новый зенитно-ракетный комплексРоссийский вариант модернизации МТ-ЛБ предложило АО «Ремдизель». Как сообщил РИА Новости представитель завода, транспортер получит новый легкий двигатель мощностью 360 лошадиных сил вместо старого (и более тяжелого) 240-сильного ЯМЗ-238В. Дополнительно вес «мотолыги» снизит замена гусениц на новые, с закрытым шарниром. За счет такой модернизации разработчики планируют облегчить МТ-ЛБ на 800 килограммов, что поможет навесить на нее дополнительное бронирование либо, в зависимости от выполняемых задач, установить другие модули.

Вопрос цены

Стоит отметить, что подавляющему большинству МТ-ЛБ «толстый» корпус и не нужен. Но сама возможность модульного монтажа дополнительной брони могла бы очень пригодиться в тех случаях, когда транспортер действует в составе противотанковых подразделений — существуют варианты «мотолыги», вооруженные ракетными комплексами «Штурм» и «Корнет». Кроме того, подобная функция крайне полезна для командно-штабных машин оперативно-тактического или тактического уровня, применяемых непосредственно в районе боевых действий. Штатное бронирование большинства существующих вариантов МТ-ЛБ выдерживает обстрел только из легкого стрелкового оружия.

Плавающий бронетранспортер МТ-ЛБ во время демонстрационного показа военной техники на полигоне Алабино на Международном военно-техническом форуме «Армия-2016»

Вооружение модернизированной МТ-ЛБ останется прежним: «мотолыга» сохранит 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ для самообороны. На штатные транспортеры уже монтировали башенные установки от БТР-80, 23-миллиметровые скорострельные зенитные орудия, автоматические гранатометы и многое другое. За счет снижения общего веса машины на нее можно будет установить и более серьезные «аргументы» — например, боевые модули от российской бронетехники нового поколения, в частности дистанционно управляемый «Арбалет-ДМ». Однако эти меры необязательно признают целесообразными — МТ-ЛБ не способен заменить на поле боя БТР и БМП. Это машины разного класса и предназначены для выполнения разных задач.

«Машина должна быть современной, и дело тут не только в вооружении, — считает Виктор Мураховский. — У МТ-ЛБ механическая трансмиссия. Почему бы не подумать об автоматической? На модернизированном транспортере можно оставить старую приборную панель, а можно внедрить в конструкцию вариант боевой информационно-управляющей системы (БИУС) с цифровыми датчиками, дисплеями и прочим. Самое важное — машина не должна стать дорогой. Минобороны решится на массовые закупки только в том случае, если ее стоимость не слишком далеко уйдет от цифр, к которым оно привыкло».

Помимо модернизированного вездехода от «Ремдизеля» Минобороны рассмотрит и другие схожие по характеристикам бронетранспортеры, способные заменить в войсках харьковскую технику. Еще в апреле 2017-го замминистра Юрий Борисов в рамках рабочей поездки на оборонные предприятия Волгограда сообщил о планах закупить партию машин БТ-3Ф для комплексных испытаний. Эти гусеничные бронетранспортеры на шасси флотских боевых машин пехоты БМП-3Ф впервые представили широкой публике на форуме «Армия-2016». Но они значительно крупнее, тяжелее и дороже МТ-ЛБ и, по мнению ряда специалистов, полностью заменить в войсках старую-добрую «мотолыгу» не смогут.

По данным сайта ria.ru

Инфо admin

Извините, для отправки комментария вы должны авторизоваться Авторизоваться